Типовая схема супермаркета
Торговый зал площадью более 17 000 м2 с равномерным распределением покупателей и кассовая зона с местным сосредоточением, особенно в выходные дни.Зона магазинов по фасаду здания перекрывает потоки тепла от солнечной радиации, идущие в здание, защищая от нее торговый зал, так как боковые и задние стены супермаркетов обычно глухие.Технические решения по магазинам традиционные, типовые: подача воздуха сверху через плафоны веерными либо коническими струями при высоте потолка 3–6 м и удаление тоже сверху через решетки или плафоны. Эти решения регламентируются СНиП 2.04.05-91* 2003 г. и МГСН 4.13-97.
Системы отопления для магазинов, обычно принадлежащие разным владельцам, должны быть автономными с узлами учета для осуществления адресного расхода тепла. Системы отопления обычные, водяные с термостатическими вентилями, двухтрубные, с попутным движением воды и температурой теплоносителя, не превышающей параметры: tг = 95°С, t0 = 70°С. Расчетные температуры воздуха в магазинах для холодного периода года приведены в таблице
Для систем вентиляции и кондиционирования встроенных и встроено-пристроенных магазинов расчет воздухообмена производится по тепловому и воздушному балансу и проверяется по кратности и нормативам подачи свежего воздуха.
Тепло– и влаговыделения от покупателей рассчитываются по нормам легкой работы, от работающего персонала — по нормам работы средней тяжести. Количество женщин как среди покупателей так, и среди работающего персонала принимается в размере 60% от общего числа.
Количество людей, находящихся в торговых залах магазинов, следует определить по технологическому заданию или исходя из площади торгового зала, занятого одним человеком:
- 6 м2 для магазинов мебели, музыкальных, аудио-, видео-, бытовой и оргтехники, книжных, спортивных, ювелирных;
- 5 м2 для других непродовольственных магазинов и для всех продовольственных.
- одно рабочее место на 100 м2 в продовольственных магазинах;
- одно рабочее место на 160 м2 в непродовольственных магазинах.
Параметры воздуха в теплый период для пристроенных магазинов и торгового зала супермаркета:
tв = 25°С;
Это параметры кондиционирования 2-го класса.
Нормативный воздухообмен обычно выполняет общая приточная система, а дефицит по холоду в теплый период снимается либо сплит-системами, отдельно по магазинам, либо фанкойлами, работающими от чиллера с автономными узлами учета холода.
Требуемое количество наружного воздуха для торгового зала супермаркета составит:
Lн = 3000•20 + 200•60 =72000 м3/ч.
Транспортирование и равномерная раздача такого количества воздуха весьма проблематичны. Решение — децентрализация приточных систем. Если подвесить приточные агрегаты на высоте 6-8 м над уровнем пола с расчетом один агрегат на площадь обслуживания 24х24 м с забором воздуха с крыши супермаркета вертикальным воздуховодом, очисткой воздуха в фильтре и последующим нагревом или охлаждением и подачей компактной струей через регулируемую решетку вниз, такое решение позволит значительно снизить капитальные затраты и обеспечить свежим воздухом весь торговый зал. Число агрегатов составит 30 единиц с подачей 2400 м3/ч каждый.
Вытяжные системы с той же подачей следует выполнить в виде естественной вытяжки из верхней зоны помещения. Пятнадцать шахт размером 1000x1000 мм, снабженных зонтами, утепленными клапанами с электрообогревом створок, поддоном, соединенным с дренажной системой, справятся с этой задачей. Скорость воздуха в каждой шахте составит 1,3 м/с.
Как быть с отоплением? Тепловые потери корпуса при его высоте 10 м составят 726 кВт при внутренней температуре tв = 16°С, наружной tн = -26°С и удельной тепловой характеристике qуд = 0,1 Вт/м3 °С. Отопление должно быть воздушным и выполняться теми же подвесными агрегатами. Тепловая мощность каждого из них должна быть:
726÷30 = 24,2 кВт.
Подвесные агрегаты должны работать в режиме полной рециркуляции, то есть забирать воздух из верхней зоны и подавать вниз. Температура перегрева воздуха составит:
Это несколько выше допустимой в 45°С, следовательно, к системам воздушного отопления следует подключить еще несколько агрегатов.
Для расчета теплого периода нужно определить тепловыделения (по явному теплу):
- от покупателей при tв = 25°С
- от обслуживающего персонала при tв = 25°С
- от освещения при освещенности 400 лк; qуд = 30 Вт/м2
- от работающих экспонатов (телевизоры, осветительная аппаратура, кассовые аппараты и т.п)
200•70 =14 000 Вт
518 000 Вт
63 000 Вт
Итого: 790 000 Вт
Для снятия теплоизбытков дополнительно монтируем еще 4 линии (1 дополнительная линия над кассовой зоной) по 10 агрегатов (через 24 м каждый) с целью только охлаждения воздуха. Холодопроизводительность каждого из них (с учетом 30 шт., которые снабжают наружным воздухом торговый зал) составит: 790000 : 70 =11300 Вт.
При подаче через каждый агрегат 2400 м3/ч или G= 2880 кг/ч (однотипные с приточными) воздух будет охлаждаться на температуру:
и с температурой притока:
tn = tв – Øt = 25 –14 = 11°С спускается вниз с высоты 6-8 метров.
Следует предусмотреть установку 4 чиллеров (предварительно разбив зал на 4 зоны) холодильной мощностью 200 кВт каждый.
В складских помещениях следует предусмотреть обычную приточно-вытяжную вентиляцию с кратностью воздухообмена в соответствии с таблицей.
№ п/п | Помещения | Расчетная температура воздуха для холодного периода года, °С | Кратность воздухообмена или количество воздуха, удаляемого из помещений | |
приток | вытяжка | |||
1 | Торговые залы магазинов площадью 400 м2 и менее: | |||
продовольственных | 16 | — | 1 | |
непродовольственных | 16 | — | 1 | |
2 | Торговые залы магазинов площадью более 400 м2: | |||
продовольственных | 16 | По расчету | ||
непродовольственных | 16 | По расчету | ||
3 | Разрубочная | 10 | 3 | 4 |
4 | Разгрузочные помещения | 10 | По расчету | |
5 | Помещения для подготовки товаров к продаже (при размещении в отдельном помещении), комплектовочные, приемочные | 16 | 2 | 1 |
6 | Кладовые (неохлаждаемые): | |||
хлеба, кондитерских изделий; гастрономии, рыбы, молока, фруктов, | 16 | — | 0.5 | |
овощей, солений, вина, пива, напитков; | 8 | — | 1 | |
обуви, парфюмерии, товаров бытовой химии, химикатов; | 16 | — | 2 | |
прочих товаров | 16 | 0.5 | ||
7 | Помещения демонстрации новых товаров (при размещении в отдельном помещении) | 16 | 2 | 2 |
8 | Гладильные | 16 | По расчету | |
9 | Камеры для мусора (неотапливаемые) | — | — | 1 |
10 | Помещение для механизированого прессования бумажных отходов | 16 | — | 1.5 |
11 | Помещения для хранения: | |||
упаковочных материалов и инвентаря | 16 | — | 1 | |
12 | контейнеров обменного фонда | — | — | 1 |
13 | тары | 8 | — | 1 |
14 | уборочного инвентаря, моющих средств | 16 | — | 1.5 |
15 | Бельевая | 18 | — | 0.5 |
16 | Мастерские, лаборатории | 18 | 2 | 3 |
17 | Охлаждаемые камеры для содержания: | |||
мяса, полуфабрикатов, гастрономии | 0 | — | — | |
рыбы | -2 | — | — | |
овощей, фруктов, кондитерских изделий, напитков | 4 | 4 | 4 | |
мороженого, пельменей | -15 | — | — | |
пищевых отходов | 2 | — | 10 | |
18 | Машинные отделения охлаждаемых камер с воздушным охлаждением | 5 | По расчету | |
19 | Машинные отделения охлаждаемых камер с водяным охлаждением | 5 | 2 | 3 |
20 | Конторские помещения, комната персонала, главная касса, помещение охраны, опорный пункт АСУ | 18 | — | 1 |
21 | Гардеробные, подсобная для персонала, предприятия общественного питания, комната для приема пищи | 16 | — | 1 |
22 | Общественные туалеты для покупателей и туалеты для персонала | 16 | — | 50 м3/ч на унитаз |
23 | Душевые | 25 | — | 5 |
24 | Комната-профилакторий (при размещении магазина в подземных этажах) | 20 | — | 60 м3/ч на унитаз |
25 | Помещения приема и выдачи заказов | 16 | — |